Важные новости

Информация Министерства сельского хозяйства и продовольсвенной политики РС(Я) о реализации Закона

 

Информация Министерства сельского хозяйства и продовольсвенной политики РС(Я) о реализации Закона

 


24.12.2014

Уважаемые руководители предприятий!

     24 декабря 2014 года с 14:00 до 17:30 позвонив на номер бесплатной «горячей линии» для предпринимателей 8-800-100-58-80 Вы сможете получить ответы на вопросы касательно законодательного регулирования продажи алкогольной продукции в Якутии.

 

     ГКУ РС (Я) "Центр поддержки предпринимательства РС (Я)" приглашает принять участие в тематическом мероприятии на постоянно действующей бесплатной «горячей линии» для предпринимателей по телефону 8-800-100-58-80 на тему "Законодательное регулирование продажи алкогольной продукции в Якутии» в связи с изменениями в законе РС(Я) от 05.12.13 г. 1248-3 N 51-V «Об установлении дополнительных ограничений времени условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в РС (Я)», с участием специалистов Окружной администрации города Якутска и Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) по актуальным вопросам, касающимся вышеуказанной темы.

 

Дополнительно звонки будут приниматься по телефонам: 8-924-873-77-28, 8-924-873-77-96.

 


Основания для приостановления действия лицензии 
на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
 
Решение о приостановлении действия лицензии принимается Службой на основании  материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в ред. от 18.07.2011 № 218-ФЗ) (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ), а также по инициативе самой Службы в пределах ее компетенции в следующих случаях:
1) невыполнение организацией предписаний Службы об устранении нарушений условий действия лицензии;
2) непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии;
3) использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) алкогольной продукции и (или) их хранения, для производства и (или) хранения на том же оборудовании непищевой продукции, за исключением отходов основного производства;
4) использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и не оснащенного автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ, за исключением случаев:
- розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, помещаемых под таможенные процедуры таможенного транзита, таможенного склада, беспошлинной торговли, уничтожения или специальную таможенную процедуру, установленные в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, а также ввозимых в Российскую Федерацию в качестве припасов в соответствии с установленными Таможенным кодексом Таможенного союза особенностями совершения таможенных операций в отношении припасов;
- временного хранения ввозимых в Российскую Федерацию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
- закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением учета объема закупки, хранения и поставки указанной продукции в организациях, осуществляющих производство на территории Российской Федерации и (или) ввоз в Российскую Федерацию алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям;
- производства, закупки, хранения и поставок пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;
- перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
5) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции  при отсутствии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
- товарно-транспортной накладной;
- справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
- справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
- уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции);
- заверенных подписью руководителя организации и ее печатью копий извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копий извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного);
6) оборота спиртосодержащей непищевой продукции при отсутствии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
- товарно-транспортной накладной;
- справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
- справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
- уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции);
- заверенных подписью руководителя организации и ее печатью копий извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копий извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного);
- кроме того, с отсутствием на этикетках спиртосодержащей непищевой продукции, предназначенной для розничной продажи, наряду с иной обязательной информацией, информации об опасности использования для жизни или здоровья граждан этой продукции в пищевых целях (при этом в отношении денатурированной спиртосодержащей продукции вместо слов «этиловый спирт» должно использоваться слово «денатурат»). Данная информация должна быть расположена на лицевой стороне этикетки и занимать не менее 10 процентов её площади (за исключением этикеток парфюмерно-косметической продукции);
7) поставка, перевозка, закупка этилового спирта, в том числе денатурата, и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции без уведомления;
8) отсутствие технологического оборудования, позволяющего полностью перерабатывать и (или) утилизировать барду (основной отход спиртового производства) на очистных сооружениях (для организаций, осуществляющих производство этилового спирта);
9) использование для производства этилового спирта и алкогольной продукции нового основного технологического оборудования без представления в Службу:
- перечня видов данного оборудования, сертификатов соответствия или деклараций о его соответствии;
- схемы оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, содержащей информацию об указанном оборудовании, автоматических средствах и о коммуникациях в соответствии с перечнем информации, установленным Службой;
- расчета мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта по каждому заявленному виду продукции, составленному в порядке и по форме, которые установлены Службой;
- копий технической документации изготовителя автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции на указанные автоматические средства, установка которых обязательна в соответствии с требованиями Федерального закона № 171-ФЗ;
10) нарушения требований пунктов 2.1 и 2.2 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ, а именно:
- производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (за исключением производства водки) организациями, не имеющими оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей;
- производство водки организациями, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 80 миллионов рублей;
11) передача федеральных специальных марок и акцизных марок другой организации;
12) использование зарегистрированных товарных знаков, а также изобретений и промышленных образцов, защищенных патентами, после вступления в силу решения суда о незаконности их использования;
13) выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии.
Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений, но не превышающий шести месяцев, за исключением случая приостановления действия лицензии в связи с выявлением нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии. В случае выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, действие лицензии приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.
Территориальный орган Службы по месту осуществления организацией деятельности в срок не более чем 14 дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Принятое Службой решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в суд.
После получения от организации заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, Служба в течение 14 дней обязана принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае непринятия Службой в указанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным.
Решение о приостановлении и возобновлении действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции доводится Службой до организации в письменной форме и (или) направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, по которому Служба осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.
 

Внимание!
 
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка обращает внимание, что в соответствии с пунктом 4 Положения об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2012 № 824, для подтверждения случаев, являющихся основанием аннулирования лицензий во внесудебном порядке, копии постановлений, судебных актов направляются (представляются) в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка по адресу: Миусская пл., д. 3, стр. 4, г. Москва, 125993.
 

О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ОБ АННУЛИРОВАНИИ ЛИЦЕНЗИЙ НА ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ ВО ВНЕСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ
 
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - Служба) в целях реализации Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в части полномочий Службы по аннулированию лицензии в порядке, установленным Положением об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2012 № 824 (далее – Положение) информирует лиц, уполномоченных направлять (представлять) в Службу копии постановлений или судебных актов по делам об административных правонарушениях, для принятия решения об аннулировании лицензий, о следующем.
1. Нарушения лицензионных требований, являющиеся основанием для аннулирования лицензий во внесудебном порядке, должны быть подтверждены копиями вступивших в законную силу постановлений или судебных актов по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении лицензиата (юридического лица).
Постановления или судебные акты о назначении административного наказания, вынесенные в отношении должностных лиц лицензиата или граждан, не являются документами, позволяющими Службе принять решение об аннулировании лицензии во внесудебном порядке.
2. Копии постановлений или судебных актов по делам об административных правонарушениях должны быть надлежащим образом заверены.
Копии судебных актов заверяются подписями судьи, председательствующего по делу, либо председателем суда, секретаря суда, а также гербовой печатью.
Для свидетельствования верности копии постановления по делу об административном правонарушении, вынесенному органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, на последнем листе копии постановления на свободном месте под текстом оформляется реквизит «Отметка о заверении копии», включающий: указание о месте нахождения подлинника документа, слово «Верно», наименование должности лица, заверившего копию; личную подпись, расшифровку подписи, дату заверения; печать.
Листы многостраничных копий постановлений по делу об административном правонарушении нумеруются и прошиваются. «Отметка о заверении копии» проставляется на последнем листе многостраничной копии. На оборотной стороне последнего прошитого листа указывается количество листов в копии. Допускается заверять отдельно каждый лист многостраничной копии документа.
3. Копии постановлений или судебных актов по делам об административных правонарушениях должны содержать отметку о дате их вступления в законную силу, сделанную соответствующим органом, уполномоченным рассматривать дело об административных правонарушениях или судом.
4. Копии постановлений или судебных актов по делам об административных правонарушениях направляются в Службу не ранее, чем через 30 рабочих дней после вступления в законную силу соответствующего постановления или судебного акта.
5. Аннулирование лицензий во внесудебном порядке осуществляется в отношении лицензиатов, допустивших нарушения лицензионных требований после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.2012 № 824.
 

 

Внимание!

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20. 04. 2006 г. №147 (в редакции от 24.12. 2012) «О мерах по реализации федерального законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Саха (Якутия)» для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия) (за исключением организаций общественного питания) установлен минимальный размер оплаченного уставного капитала (уставного фонда) 1 000 000 рублей.

Организации, имеющие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, обязаны до 01 марта 2013 года привести свою деятельность в соответствии требованию к размеру уставного капитала (уставного фонда) и представить в лицензирующий орган подтверждающие документы.

Внимание!

С 1 июля вступает в силу часть норм, установленных Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (далее - Закон о внесении изменений).

Закон о внесении изменений содержит целый пакет поправок к правилам производства и оборота алкогольной продукции. Большая часть его положений уже вступила в силу либо с момента официального опубликования, либо с 1 января 2012 г. Однако некоторые нормы вступят в силу с 1 июля 2012 г., некоторые - по истечении года после дня официального опубликования (то есть с 23 июля 2012 г.), а оставшиеся - с 1 января 2013 г.

С 1 июля 2012 г. вступают в силу следующие блоки норм:

1. Изменяющие сферу действия Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон о производстве и обороте алкоголя).

2. Регулирующие правила перевозок спирта и спиртосодержащей продукции.

3. Изменяющие правила розничной торговли алкогольными напитками.

С 23 июля 2012 г. вступят в силу поправки к Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).

Ниже будут подробно рассмотрены все перечисленные нормы.

Изменение сферы действия Закона о производстве и обороте алкоголя

В соответствии с Законом о внесении изменений будет расширено понятие алкогольной продукции.

Во-первых, с 1 июля к алкогольной продукции будет относиться пищевая продукция, которая произведена как с использованием, так и без использования этилового спирта.

Во-вторых, теперь алкогольной будет считаться пищевая продукция с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции вместо нынешних 1,5 процента. В то же время из этого правила возможны исключения. Правительство РФ должно будет установить перечень пищевой продукции, которая не будет относиться к алкогольной, несмотря на то что содержание этилового спирта в ней более 0,5 процента объема готовой продукции. В настоящее время на сайте Минэкономразвития размещен проект такого Постановления Правительства РФ <*>. В соответствии с данным проектом будет принято два перечня пищевой продукции, которая не будет признаваться алкогольной: один в соответствии с ОКП и в нем выделяется восемь наименований продукции, а другой - в соответствии с ЕТН ВЭД ТС, и в нем будет выделяться пять наименований продукции. В-третьих, расширен перечень видов алкогольной продукции: в него добавлено фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

--------------------------------

<*> Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции" (разработчик проекта акта: Росалкогольрегулирование) размещен по адресу: http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depRegulatingInfluence/d...

Таким образом, с 1 июля 2012 г. действие Закона о производстве и обороте алкоголя будет распространяться на производство и оборот пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также на алкогольную продукцию, изготовленную из виноматериалов, которые произведены без добавления этилового спирта.

Однако для пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, многие положения Закона о производстве и обороте алкоголя начнут действовать не с 1 июля 2012 г., а с 1 января 2013 г. Так, до 1 января 2013 г. на продажу пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции не будет распространяться требование о запрете продажи алкогольной продукции в ночное время (с 23.00 до 8.00). Также до 1 января 2013 г. будет возможна розничная продажа указанной продукции в нестационарных торговых объектах.

Закон о внесении изменений установит и новые требования к изготовлению пива и пивных напитков. В частности, с 1 июля 2012 г. до 1 января 2013 г. совокупная масса зерна и (или) продуктов его переработки (зернопродуктов) в сусле для производства пива и пивных напитков не может превышать 50 процентов массы заменяемого пивоваренного солода.

Для производителей пива и пивных напитков установлено правило, по которому они будут обязаны оснащать основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции с 1 января 2013 г. Однако такое оборудование не потребуется оснащать техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.

Помимо пива и пивных напитков Закон о внесении изменений установит новые правила производства и оборота вина. Так, вином будет признаваться только алкогольная продукция, произведенная в результате брожения ягод свежего винограда, виноградного сусла без добавления этилового спирта (концентрированного виноградного сусла, ректификованного концентрированного виноградного сусла). Содержание этилового спирта в вине должно быть от 8,5 до 16,5 процента объема готовой продукции. Кроме того, определены понятия ликерного и фруктового вин, а также винного напитка. Винным напитком считается алкогольная продукция, изготовленная из того же сырья, что и вина, но с добавлением этилового спирта.

Правила перевозок спирта и спиртосодержащей продукции

Закон о внесении изменений впервые установил правила контроля за перевозками спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции.

После 1 июля 2012 г. перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции, содержащей более 25 процентов спирта в объеме готовой продукции, можно будет осуществлять только при наличии соответствующей лицензии.

Правила лицензирования данного вида деятельности будут утверждаться Правительством РФ, но на момент подготовки материала такой документ еще не был принят. Однако на сайте Минэкономразвития размещен проект Постановления Правительства РФ "О Порядке лицензирования перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции" <*> (далее - Проект Постановления). Предполагается, что именно этот документ ляжет в основу будущего Постановления.

--------------------------------

<*> Проект постановления Правительства Российской Федерации "О Порядке лицензирования перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции" (разработчик проекта акта: Росалкогольрегулирование) размещен по адресу: http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depRegulatingInfluence/d...

Проект Постановления указывает, что в зависимости от того, каким транспортом будут осуществляться перевозки спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции, будут различаться и виды необходимых лицензий.

1. Для перевозок автомобильным транспортом необходима лицензия на перевозки автомобильным транспортом.

2. Для перевозок железнодорожным, внутренним водным и морским транспортом - соответствующая лицензия на перевозку опасных грузов.

3. Для перевозки воздушным транспортом - лицензия на перевозки воздушным транспортом.

В последних двух случаях правила получения лицензий регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Что касается лицензии на перевозки спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции автомобильным транспортом, то она будет выдаваться по правилам, предусмотренным Проектом Постановления.

Лицензии будут выдаваться отдельно на перевозки этилового спирта, отдельно на перевозки нефасованной спиртосодержащей пищевой продукции и отдельно на перевозки нефасованной спиртосодержащей непищевой продукции. Размер государственной пошлины для получения каждой лицензии составит 500 тыс. руб.

Для получения лицензии на перевозки продукции автомобильным транспортом перевозчик должен иметь на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления автотранспортные средства, оборудование для учета объема перевозок продукции и технические средства регистрации в автоматическом режиме движения. Все названное оборудование должно соответствовать требованиям, установленным Росалкогольрегулированием. Однако на момент подготовки материала такие требования не были приняты, нет и проекта соответствующего документа на сайте Росалкогольрегулирования.

Законом о внесении изменений указано, что договор поставки между поставщиком-продавцом и покупателем продукции, для перевозки которой необходимо получение лицензии, должен предусматривать переход права собственности на эту продукцию к покупателю с момента ее сдачи перевозчику.

Одновременно с правилами лицензирования перевозок спирта и спиртосодержащей продукции Закон о внесении изменений установил ответственность за нарушение данных правил. С 1 июля 2012 г. заключение договора на перевозку спирта (алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема) с перевозчиком, не имеющим лицензии, может грозить организации аннулированием в судебном порядке лицензии на производство и оборот алкогольной продукции.

Еще одно требование к перевозчикам спирта (алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема) будет состоять в том, что организации, осуществляющие перевозки, обязаны представлять в Росалкогольрегулирование уведомление по форме, утвержденной Приказом Росалкогольрегулирования от 06.03.2012 N 42. Непредставление данного уведомления будет основанием для приостановления действия лицензии.

Также с 1 июля 2012 г. изменятся правила представления уведомления о поставках алкогольной продукции. Если действующей редакцией Закона о производстве и обороте алкоголя предусматривается, что направлять уведомление нужно только о поставках этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции, то с 1 июля 2012 г. - уже о поставках спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.

Требования о наличии у перевозчика лицензии на перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции не будут распространяться на напитки, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита.

Правила розничной торговли алкогольными напитками

С 1 июля 2012 г. будут установлены дополнительные требования для торговых помещений, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции. В городских поселениях розничную продажу алкогольной продукции сможет осуществлять только организация, имеющая на законном основании стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м. Для сельских поселений этот показатель сокращен вдвое - до 25 кв. м. Законом о внесении изменений установлено, что договор аренды таких объектов должен быть заключен на срок один год и более.

Определение стационарного торгового объекта содержится в ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Стационарный торговый объект - это торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения.

В отношении продажи пива и пивных напитков также будет установлено требование о торговле исключительно в стационарных торговых объектах, однако подобное правило вступит в силу только с 1 января 2013 г. Для таких объектов не устанавливается какая-либо минимальная площадь.

Отметим, что в соответствии с ч. 11 ст. 5 Закона о внесении изменений лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до дня вступления данного закона в силу, действуют до окончания срока их действия. Требования к минимальному размеру стационарных торговых объектов и складских помещений применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Росалкогольрегулирование в Информационном сообщении указало, что организации, получившие лицензии до 22 июля 2011 г., обязаны обеспечить соблюдение требований о минимальной площади стационарных торговых объектов и складских помещений (п. 8 Информационного сообщения).

Закон о внесении изменений не только установил дополнительные требования к розничным продавцам алкогольной продукции, но и снял один запрет в отношении их деятельности. Из Закона о производстве и обороте алкоголя были исключены нормы о запрете розничной продажи алкогольной продукции без представления в установленный срок в Росстат сведений об объеме розничной продажи алкогольной продукции (абз. 17 п. 1 ст. 26 Закона о производстве и обороте алкоголя в редакции, действовавшей до 1 июля 2012 года).

Поправки к Закону о рекламе

Поправки к Закону о рекламе, которые содержит Закон о внесении изменений, вступят в силу с 23 июля 2012 г.

В соответствии с указанными поправками вводятся дополнительные ограничения на рекламу алкогольной продукции, а также новые требования к такой рекламе. В частности:

1. Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 и более процентов объема готовой продукции будет возможна только в печатных изданиях, стационарных торговых объектах, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции и в информационно-коммуникационной сети Интернет.

2. Реклама любой алкогольной продукции будет запрещена в телепрограммах, телепередачах на телеканалах, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств. Данный запрет полностью исключит возможность рекламировать алкогольную продукцию на телевидении: действующим законодательством реклама пива и пивных напитков в телепрограммах допускается в ночное время (с 22.00 до 7.00), а для телепрограмм (телепередач на телеканалах), транслируемых на платной основе, ограничения на рекламу алкогольной продукции отсутствуют.

3. Рекламу алкогольной продукции будет запрещено размещать не только на всех видах транспортных средств общего пользования, но также и с их использованием. Нельзя будет размещать рекламу и снаружи (внутри) зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

4. Запрещено будет рекламировать проведение стимулирующего мероприятия (стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия), если условием участия в нем будет приобретение алкогольной продукции. Исключение сделано только для специализированных стимулирующих мероприятий, организуемых в целях реализации алкогольной продукции.

5. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, будет возможно только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Действующей редакцией Закона о рекламе проведение таких акций разрешается в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции.

Внесены и новые требования к самой рекламе алкогольной продукции:

1. В рекламе не должна будет содержаться информация о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов.

2. В рекламе любой алкогольной продукции запрещено будет использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации). В настоящее время такое требование распространяется только на рекламу пива и пивных напитков, для рекламы остальной алкогольной продукции установлен запрет на использование образов несовершеннолетних.

Внимание!

В связи с многочисленными обращениями в Росалкогольрегулирование представителей организаций – участников алкогольного рынка, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации – прием деклараций в электронном виде за первый квартал 2012 года будет осуществляться в июне 2012 года. Информационное сообщение о дате начала приема деклараций будет размещено дополнительно.

Данное сообщение размещено исключительно для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также розничную продажу пива и пивных напитков.

Разъяснения некоторых выжных положений Федерального закона от 18.07.2011г. №218-ФЗ