Историко-географическая справка

Нерюнгринский район расположен на юге Республики Саха (Якутия) в отрогах Станового хребта на площади 98,8 тыс. кв.м, что можно сравнить со средней европейской страной. От его столицы – города Нерюнгри – вертолетом два часа на восток и запад, около часа – до северной и южной границ. Район граничит на юге с Амурской областью, на востоке – с Хабаровским краем.

Климат южной части Якутии характеризуется как резко континентальный, что проявляется в устойчиво низких зимних и высоких летних температурах. Среднегодовая влажность воздуха составляет 72%. Наиболее низкие температуры наблюдаются в январе, минимальные значения могут достигать -58-62°C. Годовая амплитуда температуры составляет 990С по абсолютным минимуму и максимуму. Длительность безморозного периода в год составляет в среднем 95 дней.

Недра Южной Якутии богаты различными полезными ископаемыми. К настоящему времени разведаны месторождения различных полезных ископаемых, в том числе - апатита, мрамора, горного хрусталя, оникса, доломита, флюсовых известняков, флюорита, молибдена, меди, ниобия, тантала. Интересны месторождения камнецветного сырья: 8 проявлений корунда (сапфир, рубин), 4 проявления берилла, около десятка проявлений граната, имеется благородная шпинель, аметист, амазонит, чароит, нефрит, кварцит, серпактинит, арагонит, морион, лиственит, доломит, мергелий, паптиты и золото для промышленной добычи. Только в Нерюнгринском районе имеется единственное в мире месторождение чароита. В регионе разведаны и широко эксплуатируются лечебные грязи, подземные и минеральные воды. Из огромного разнообразия минерально-сырьевой базы Нерюнгри сейчас вовлечены в промышленную добычу только месторождения угля, золота, подземных и минеральных вод, но очевидны два перспективных пути развития экономической ситуации региона – увеличение добычи уже задействованных полезных ископаемых и параллельное вовлечение в добычу всего остального сырьевого потенциала.

На территории имеются 4 угленосных района с балансовыми запасами в 4,6 млрд. тонн по категориям А+В+С1 и 2,8 млрд тонн по категории С2; три – золотоносных, с прогнозной оценкой всех золотоносных площадей 75,5 тонн; 4 железорудных месторождения (с запасами в 7,5 млрд тонн).

По территории района проходят федеральная автомобильная дорога «Лена», малый БАМ и железная дорога Беркакит-Томмот-Якутск. По грузообороту автомобильного транспорта Нерюнгринский район стабильно занимает третье место в республике. Действует аэропорт, способный принимать воздушные суда международного класса.

История Нерюнгринского района ведет свой отсчет с 1975 года. В 1975 г. на административно-территориальной карте Якутии появился новый город — Нерюнгри. Его история тесно связана с промышленным освоением Южной Якутии, строительством Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. ЮЯТПК должен был стать многоцелевым комплексом с развитием в нем предприятий угольной промышленности, черной и цветной металлургии, производства минеральных удобрений и других отраслей.

Историю Нерюнгринского района и г. Нерюнгри условно можно разделить на три этапа. Первый этап охватывает период с 1952 по 1962 год, когда была создана Нерюнгринская геологоразведочная партия, проводилась детальная разведка нерюнгринского месторождения и подсчет запасов угля. В это время в устье реки Нерюнгри появились первые палатки, ставшие основой будущего поселка.

В начале 50-х годов геологи Галина Лагздина и Ольга Трещалова открыли пласт «Пятиметровый», в 1953 году Лазарь Минкин стал первооткрывателем пласта «Мощный», который и принес Нерюнгри мировую славу.

Для детальной разведки и подсчета запасов Нерюнгринского месторождения создали специализированную геолого-разведочную партию. В 1952 году в приказах Читинского геологического управления о развертывании работ по поиску угля появляется название «Нерюнгра», изменившееся впоследствии на сегодняшнее. В сентябре 1963 года в структуре небольшой шахты «Чульманская», руководил которой Алексей Евлампиевич Столыпин, выделился добычной участок «Нерюнгра» и начались работы на малом угольном разрезе.

Южно-Якутский ТПК планировалось создать как многоцелевой территориально-производственный комплекс. Он должен был формироваться за счет развития, прежде всего, горнодобывающих отраслей промышленности, а также металлургического производства, коксохимии, добычи угля и железных руд.

Уголь Южно-Якутского бассейна является одним из основных и важнейших полезных ископаемых в Южной Якутии. Не одно десятилетие проведением геолого-разведочных работ на территории Нерюнгринского района занималось государственное горно-геологическое предприятие «Южякутгеология».

Второй этап связан с началом промышленного освоения месторождения. По мере развития угольной промышленности рос и поселок. В 1967 году в нем уже были двухэтажные жилые дома, очистные сооружения, котельная, автогараж, больница, школа, магазин, столовая, пекарня, высоковольтная линия электропередачи Чульман – Нерюнгри.

В феврале 1972 года на основании указа Президиума ВС ЯАССР был образован Нерюнгринский поселковый совет с центром в пос. Нерюнгри, а строительство БАМа и начало формирования Южно­Якутского территориально­промышленного комплекса открыли третий этап развития Нерюнгри. В декабре 1973 года Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых СССР приняла решение об утверждении запасов угля Нерюнгринского месторождения, что открыло путь к его промышленному освоению. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о начале формирования Южно-Якутского угольного комплекса и строительства железной дороги Тында - Беркакит - Нерюнгри. Эти события ознаменовали новый этап комплексного развития производительных сил Южной Якутии, рождение нового города Нерюнгри, крупные социальные преобразования в регионе.

Для осуществления строительства Южно­Якутского угольного комплекса в октябре 1974 года был создан комбинат «Якутуглестрой». 15 июня 1975 года в 7 км от поселка силами этого комбината началось строительство нового города, а 6 ноября того же года указом Президиума ВС РСфСР рабочий поселок Нерюнгри был преобразован в город республиканского подчинения.

В 1974 году развернулось широкомасштабное строительство Байкало-Амурской магистрали сразу в нескольких направлениях: сооружение объектов строительной индустрии, производственной базы и вторых путей Тайшет - Лена, соединительных меридиональных линий БАМ - Тында и Тында - Беркакит.

На этот участок были направлены лучшие силы транспортных строителей: строительно-монтажные поезда № 577 и № 578, механизированные колонны № 155 и № 158, мостостроительные отряды № 49 и № 54, тоннельный отряд № 16 управления «БАМтоннельстрой», ударные отряды «Якутский комсомолец» и «Юность Якутии». На стройку приехали белорусские комсомольцы, посланцы Кузбасса, Грузии, Украины.

2 ноября 1976 года на границу Амурской области и Якутской АССР, разъезд «Якутский», пришел первый поезд. В честь этого памятного события на высшей точке перевала был установлен монумент — хорошо видные со всех сторон сэргэ (коновязи). А тепловозный гудок, раздавшийся 19 декабря того же года на станции Нагорная, полностью подтвердил присутствие первой железной дороги на якутской земле.

29 апреля 1975 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 352 «О строительстве Якутского угольного комплекса». На основании «технико-экономического обоснования развития Южно-Якутского каменноугольного бассейна» экспертная комиссия Госплана СССР рекомендовала начать первоочередное освоение бассейна со строительства угольного разреза «Нерюнгринский», обогатительной фабрики, Нерюнгринской ГРЭС и комплекса предприятий районного значения.

В совершенно неосвоенном, малонаселенном регионе, не имеющем трудовых ресурсов, базы строительной индустрии, надежных транспортных коммуникаций, энергоснабжения и другой инфраструктуры, предстояло в сжатые сроки построить крупнейший в мире по объемам перерабатываемой горной массы разрез, крупнейшую в угольной отрасли обогатительную фабрику, уникальное транспортное предприятие, обеспечивающее технологические перевозки вскрышных пород и угля. Также планировалось построить город на 50 тысяч жителей, объекты районного и республиканского значения для нормального функционирования города и предприятий комплекса, сформировать коллективы строителей, эксплуатационников, в установленные сроки освоить мощности по добыче угля и начать поставку на экспорт коксового концентрата в определенных соглашением объемах.

Были созданы комбинат «Якутуглестрой», ставший генеральной подрядной организацией по строительству Южно-Якутского угольного комплекса, и Дирекция строительства Южно-Якутского угольного комплекса с функциями заказчика и прямым подчинением Минуглепрому СССР.

Город начинался с балков (самостроя), последний из которых снесли в 2000 году. Начиная с 1997 года Нерюнгри участвует в конкурсе на самый благоустроенный город России. Восемь раз он становился победителем в различных номинациях. В 2006 году Нерюнгри получил мировую известность - удостоен награды почетного списка Хабитат-ООН с вручением диплома UN-HABITAT за реализацию проекта «Реконструкция городского теплоснабжения».

В 2006 году столица Южной Якутии в третий раз была награждена дипломом победителя Всероссийского конкурса «Золотой рубль» как «Лучший город России по экономическим показателям финансового развития за 2005 год» в категории «Средний город».